Согласно документу, предложенному Брюсселем, любая страна Евросоюза сможет запретить доступ компаниям из России (и Белоруссии заодно) к своим газопроводам и терминалам сжиженного газа (СПГ). По мнению источников FT, реализация такой идеи полностью прекратит контакты российских компаний с энергетическими контрагентами из Старого Света.
Предлагаемый регламент, пока еще не входящий в список официальных санкционных претензий, следует планам ЕС по полному отказу от поставок ископаемого топлива из России к 2027 году. По данным Евростата, в III квартале 2023 года российское «голубое топливо» заняло около 12% общего объема газового импорта в страны Старого Света. Еще в прошлом году (как и ранее) аналогичные поставки составляли 33-35% энергетического баланса континента.
Впрочем, Запад, пообещавший полностью отказаться от российских энергоресурсов, несколько лукавит. Вопреки своим энергетическим ограничениям, европейцы продолжают исправно покупать и оплачивать российское топливо. За три квартала этого года континентальные импортеры скупили половину сжиженного газа, производимого в России, потратив на эти цели более 6 млрд евро. В ноябре экспорт российского СПГ в Европу оказался самым высоким за всю историю — 1,75 млн тонн.
Крупнейшими покупателями российского СПГ оказались Испания, купившая углеводороды на 1,8 млрд евро, Франция (1,5 млрд евро) и Бельгия (1,36 млрд). Более того, закупки сжиженного российского газа увеличивали даже самые ярые политические оппоненты Москвы: Эстония и Литва. Они, закупая топливо через посредников, заплатили за углеводороды из нашей страны не менее 1 млрд евро.
Вину за подобные финансовые операции европейские импортеры возлагают на биржевых трейдеров, которые еще летом приобрели дополнительные топливные ресурсы, чтобы в удачный сезонный период реализовать такие накопления и искусственно повысить стоимость предложения за каждую партию горючего.
Газовые котировки в ЕС в настоящее время находятся на относительно устойчивом уровне — примерно $450-470 за тыс кубометров. Между тем, еще летом прошлого года, на волне постоянно усиливающихся западных санкции против российских энергоресурсов, стоимость «голубого топлива» в Старом Свете превышала $4 тыс.
Несмотря на нестабильные биржевые котировки, Европе удалось к нынешней зиме заполнить свои подземные хранилища почти на 95%, что стало залогом для бесперебойного обеспечения как рядового населения, так и промышленных предприятий. Правда, за уверенность в будущем пришлось изрядно переплатить: по данным Евростата, за последние полтора года размер подобной переплаты (по сравнению с дешевым российским сырьем) составил не менее 185 млрд евро, причем, наибольшую выгоду получили США (53 млрд) и Великобритания (27 млрд).
«После введения санкций на российский газ в феврале 2022 года среднемесячная стоимость импорта «голубого топлива» в ЕС выросла более чем в 2,5 раза — с 5,9 млрд до 15,2 млрд евро. В 2024 году при сохранении текущей политики Запада не стоит ожидать значительного дисконта. В следующие двенадцать месяцев, при сохранении текущих трендов, ЕС потратит не менее 160-170 млрд евро на газ, — полагает финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров. — Если ЕС возобновит долгосрочные топливные контракты с Москвой, то переплата (в виду возможного роста топливных котировок) не превысит порог в 70 млрд евро».
Между тем, вводя ограничения на импорт российского СПГ, европейские страны наступают на собственные грабли. Сжиженное топливо из США в связи с удорожанием транспортных услуг рискует вырасти в цене до $700 за миллион тонн. Российское сырье экспортируется примерно на 15-25% дешевле топлива конкурентов.
«Запрет доступа российского СПГ в европейскую зону — крайне нерациональная инициатива», — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов. Существующий объем запасов газа в подземных хранилищах Европы, по оценке отраслевой ассоциации Gas Infrastructure Europe, не является рекордным.
Объемы сжиженного сырья, которое российские компании экспортируют в страны Старого Света, конечно, можно отследить и подсчитать, но их распределение в дальнейшем фактически невозможно: углеводороды продаются местным компаниям, которые покупают энергоресурсы из разных источников. Как говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер, «молекулы в трубопроводе не имеют национальной окраски».
«Для борьбы с российским сырьем европейским регуляторам придется вводить повальные санкции в отношении собственных участников сырьевого рынка, — предупреждает эксперт. — Это отрицательно скажется как на обеспечении внутренних потребителей «голубым топливом», так и на биржевой стоимости газа.
Российские экспортеры наверняка увеличат поставки более сговорчивым азиатским покупателям, а европейские спекулянты начнут повышать стоимость оставшегося на рынке топлива».